Авторизация

    Майдан после выборов считают

    Россия готова признать результаты голосования 25 мая, если новый президент Украины остановит кровопролитие. Российские власти окончательно определились в своем отношении к событию, которое представители правящего майданного режима на Украине претенциозно называют «президентские выборы». Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий опроверг информацию о том, что за ходом президентских выборов на Украине будут наблюдать российские представители. «На сегодня никаких решений о направлении наблюдателей от каких угодно российских инстанций нет. Мы с вами знаем, что это выборы, к которым у нас весьма своеобразное отношение, и, в принципе, сложно назвать выборами то мероприятие, в котором не участвуют многие регионы страны», подчеркнул глава профильного комитета Госдумы.

    Впрочем, Москва предпочитает акцентировать внимание на сущностных, а не процедурных вопросах. Отметив, что «в абсолютной системе координат легитимность выборов под большим знаком вопроса», Леонид Слуцкий заявил, что отношение России к выборам на Украине будет зависеть от того, станут ли они шагом к прекращению кровопролития. В случае практического утвердительного ответа на этот вопрос Москва оставляет за собой право вернуться к теме легитимности готовящегося «народного волеизъявления». Современная строительная технология наливные полы широко используется в промышленности и практически во всех отраслях хозяйства.

    Между тем, складывается такое впечатление, что сам Киев делает ставку на обострение конфронтации и не слишком заинтересован в положительном решении этого вопроса. Как стало известно, Центральная избирательная комиссия Украины отклонила запрос российских наблюдателей-общественников, пожелавших получить аккредитацию на выборы президента Украины. Желание стать очевидцем и оценить «апофеоз демократии», который запланирован на 25 мая, выразили почти 800 россиян. Всем им было отказано в таком праве. Кстати говоря, в отличие от многочисленных кандидатов в наблюдатели из США и стран ЕС. Юристы движения в защиту прав избирателей «Голос» пытаются оспорить решение ЦИК Украины в судебном порядке. Однако в условиях предвыборного цейтнота, даже при положительном решении украинской Фемиды (в чем есть большие сомнения), они едва ли успеют подготовиться и осуществить мониторинг в день выборов в полном объеме.

    Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает позицию российской дипломатии по отношению к предстоящим выборам на Украине вполне разумной.

    – Действительно, нужно посмотреть, кто победит и что он будет делать. Понятно, что Запад будет оказывать на Москву жесткое давление. Признавать выборы просто так не имеет смысла. Это должно стать предметом политического торга: какие конкретно выгоды от этого признания мы можем получить. В разговоре по типу «признайте, а то мы введем санкции» Россия не будет принимать участие. Это чистый шантаж. Москва хочет понять, каким образом выборы могут улучшить ситуацию на Украине, как это скажется на наших отношениях с Киевом и Западом. Где тот бонус, который мы можем получить в случае признания этих выборов? Пока он совершенно неясен.

    Поэтому Кремль занял выжидательную, острожную позицию. В данном случае это совершенно оправдано, нужно поторговаться.

    «СП»: – Насколько уместен торг, учитывая критическую ситуацию на Юго-Востоке Украины? Что может выступать его предметом?

    – Естественно, прекращение репрессий против сторонников федерализации - это наш приоритет. Конечно, есть еще проблема с транзитом газа, но это несопоставимо. Газ-то у нас, а Киев его покупает. Поэтому как бы ни крутились наши оппоненты, им придется садиться за стол переговоров и искать выход. То ли они будут платить за себя, то ли Запад расплатится за них. В этом смысле мы можем подождать. Тем более что Газпром уже перевел своих украинских контрагентов на предоплату. А вот ситуация на Юго-Востоке - это наш приоритет.

    Москва вправе требовать от Киева выполнения Женевских соглашений. В них, как говорится, «русским по белому» написано, что главное условие урегулирования ситуации на Украине - это прекращение насилия. То есть, как минимум, должны быть прекращены боевые действия, а конфликтующие стороны разведены. Второй пункт - это переговоры по конституционной реформе, перевод в практическую плоскость проблемы федерализации Украины. Если ничего этого не будет выполнено, то, спрашивается, зачем нам признавать этих людей?

    «СП»: Запад и представители контролируемой им майданократии спешат провести выборы «при любой погоде». Это означает, что время работает на Россию?

    – Время в любом случае работает против Украины. Не приходится ожидать, что после выборов все радикально изменится. Допустим, президентскую кампанию выигрывает имярек, который искренне желает урегулировать конфликт мирным путем. Проблема в том, что у него практически не будет возможностей реализовать эту стратегию. И во внутренней политике, и, тем более, во внешнем контуре есть большое количество сил, которые будут активно препятствовать. А значит, ситуация конфликта будет воспроизводиться. Это загоняет Украину в тупик и разрушает государство.

    Сегодня на Украине власть не у тех, у кого есть мандат или даже деньги. А у тех, кому подчиняется вооруженная сила. Не важно, кто это – олигарх или просто бандит. Это современный аналог «гуляй-поля», которое находится под властью полевых командиров. Яркий пример – Коломойский, который купил себе группу боевиков, нанял людей из частных охранных компаний и творит, что хочет.

    «СП»: – Что может противопоставить этому Россия?

    – Мы и так оказываем поддержку тем, кто борется с киевским режимом. Без политической поддержки не было бы никакого движения сопротивления на Юго-Востоке. Проблемы с оружием в этом регионе нет, есть проблема с людьми, умеющими его применить. В этом смысле мы должны и будем оказывать поддержку Луганской и Донецкой народным республикам, содействовать проведению референдума в Харькове и других регионах с перспективой создания конфедерации Новороссия. Если Киев будет давить силой, то дальнейший распад Украины неизбежен.

    Осторожность российского руководства в вопросе о признании законности процедуры и результатов президентских выборов на Украине связана с тем, что ситуация на востоке Украины заходит в тупик, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

    – По большому счету, здесь никто ничего не контролирует. Еще совсем недавно эти события рассматривали через призму противостояния двух сторон. Это Киев, за которым стоит Вашингтон и ополченцы, которых поддерживает Москва. Вся юго-восточная Украина делилась на территории, которые якобы контролирует Киев или ополченцы. Сейчас выясняется, что это упрощенное видение. Напротив блокпостов и административных зданий, которые контролируют ополченцы, есть объекты, которые контролируют киевские силы. Причем весьма разношерстные. От регулярной армии до наемников.

    Есть еще и третья сила в лице олигархов, которая ведет собственную игру. Наконец, есть население, значительная часть которого пока предпочитает не вмешиваться в происходящее. О чем свидетельствует недавнее обращение командующего ополчением Донецкой Народной Республики Игоря Стрелкова к жителям Донбасса. В результате все стороны, которые ввязались в это противостояние, ведут себя очень осторожно. Если в случае с Крымом был четкий продуманный план, который реализовывался «шаг за шагом», то предварительные планы относительно развития событий на Юго-Востоке Украины не реализовались. Конечно, если они вообще были.

    «СП»: – Какой сценарий вы прогнозируете?

    – Российскому руководству не понятно, что делать дальше. С одной стороны, отступать нельзя. По разным причинам: геополитическим и внутриполитическим (провал стратегии по Украине ударит по рейтингу нашей власти). В то же время, куда и каким образом наступать, неясно. Отсюда очень осторожная позиция Москвы. Вот почему чиновники заявляют о том, что мы готовы двигаться в любом направлении, если поймем, что оно оптимально.

    «СП»: – Имеет ли для России и ополченцев Юго-Востока значение, кто выйдет победителем из президентской гонки?

    – Если верить социологическим данным, то Порошенко - это абсолютный фаворит на выборах. Причем Россия не будет использовать свое влияние для того, чтобы сорвать предстоящее голосование. Тем более что и так понятно, что на восточной Украине, которая контролируется ополченцами, выборы не состоятся на множестве участков. Если бы Москва была четко и однозначно настроена против Порошенко, можно было бы попытаться остановить эти выборы. Но наша дипломатия пока не понимает, кто для нее идеальный кандидат. Впрочем, здесь опять же может вмешаться третья сила в лице Юлии Тимошенко, которая постарается мобилизовать своих сторонников, чтобы сорвать выборы, в которых ей мало что светит. Ее предвыборное турне показывает, что Тимошенко имеет серьезное влияние на улицу. На Украине так много игроков и заинтересованных сил, что просчитать ситуацию очень сложно. Вот почему Москва оставляет для себя целый ряд запасных вариантов.

    Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько выразил мнение, что позиция России по отношению к Украине определяется классической формулой «кнута и пряника».

    – «Кнут» - это угроза непризнания победителя Москвой и, соответственно, невозможность выстраивать торгово-экономические отношения с Россией. В частности, это касается поставок энергоресурсов. Если же майданные власти свернут силовую операцию и допустят в том или ином виде отделение некоторых регионов, тогда российская сторона может пойти на определенные уступки, которые уже неоднократно были заявлены действующими лицами и чиновниками. В их числе скидки на поставляемый Россией газ.

    Москва оставляет открытым «окно возможностей» как позитивного, так негативного стимулирования, а наши чиновники и депутаты озвучивают их. Но пока наши инструменты не действуют. По крайней мере, мы не видим встречных движений со стороны Киева, направленных на деэскалацию конфликта. Наоборот, в преддверие выборов происходит наращивание вооруженных группировок и попытка подавить мятеж на Юго-Востоке силой. На мой взгляд, это больше объясняется несамостоятельностью киевских властей, которые скорее выступают в качестве объектов, а не субъектов политики.

    «СП»: – Соответственно, какую цель преследуют стоящие за ними международные кукловоды?

    – США стремятся дестабилизировать восточноевропейское пространство, нарушить связи между Россией и ЕС и превратить Украину в кровоточащий очаг нестабильности. Это некий вариант Чечни в 1990е гг. Такой сценарий наши геополитические конкуренты пытались реализовать на Кавказе. Сегодня они тоже пытаются, но Россия в значительной степени уже адаптировалась к таким попыткам. Как мы видим, даже за несколько дней до выборов Киев не хочет соблюсти хотя бы видимость приличия и приостановить «антитеррористическую операцию». Хотя это повысило бы легитимность будущих результатов. Из чего можно сделать вывод, что по завершении дня голосования силовая операция на Юго-Востоке лишь получит новый импульс. Наиболее вероятный победитель Петр Порошенко своими жесткими высказываниями дает понять, что России и Юго-Востоку едва ли стоит рассчитывать договориться с ним. Начиная от позиции по подавлению сторонников федерализации, заканчивая гуманитарными вопросами. Порошенко отличается от Яроша только тем, что у него больше денег, такта и дипломатических навыков. Но идеологически он - точная копия лидера «правосеков».

    «СП»: Что неудивительно, поскольку их дергают за ниточки из одного центра. В этом смысле все фигуры постмайданной политики несамостоятельны.

    – Совершенно верно. Они действуют примерно в одном ключе, но в разной стилистике. Все разговоры о том, что Москва может контролировать Порошенко, надавив на его российский бизнес, несостоятельны. Если у Москвы и есть ниточка, то у Запада есть «приводной канат» к Порошенко. Собственно говоря, это относится к большинству украинских олигархов. Все они представляют сырьевой сектор экономики, а, значит, выступают нашими конкурентами на международных рынках. Но самое главное, что украинские олигархи держат свои активы на Западе. В связи с чем они не представляют особой опасности для западных геополитических центров. Украинские толстосумы хорошо управляемы и вполне предсказуемы. Арест и последующий выпуск под залог Фирташа лишний раз подтверждает это. Я бы сказал, что это было предупреждение всем остальным.

    «СП»: Президентские выборы работают на легитимизацию правящей команды на Украине. У России есть возможность предотвратить этот сценарий?

    – Легитимизация майданократии - это единственный смысл этих выборов. Понятно, что это лишь имитация народовластия. После отмены минимального порога явки, если на избирательные участки придет хотя бы 100 ветеранов УПА во Львове, то выборы все равно признают состоявшимися. Пока у Москвы нет инструментов, чтобы предотвратить это событие. С другой стороны, Россия достаточно успешно действует на дипломатическом фронте.

    Она выполнила все, о чем просил Запад, но при этом остается одним из основных центров, который влияет на события на Украине. И на который опираются люди, которые выходят с оружием в руках, чтобы защитить свое право на свободу. Несмотря на то, что российские войска не принимают участие в событиях в Славянске и Краматорске, жители восточных регионов апеллируют к России. Наша страна убедительно демонстрирует политикам и обывателям на Западе, что она не выступает в качестве застрельщика этих событий. В реальности на Украине идет гражданская война. То есть война между гражданами страны, которые по-разному идеологически, ценностно, и цивилизационно ориентированы.

    Василий Ваньков

    Please publish modules in offcanvas position.